Новости

В заповеднике завершаются зимние маршрутные учёты 2022 года

В заповеднике завершаются зимние маршрутные учёты 2022 года

Этой зимой маршрутные учёты животных в заповеднике «Басеги» по "белой тропе" (следам на снегу), по сравнению с прошлыми годами, имели ряд особенностей. Во-первых, они были проведены несколько раньше, чем обычно - в январе-феврале, а не в феврале-марте, как в прошлые годы. Это имело свои плюсы и минусы. К минусам необходимо отнести большую трудоёмкость работ. В разгар зимы проходить учётные маршруты по заповедной тайге и горам гораздо сложнее, чем в благодатном конце февраля - марте. Главная проблема при этом, отнюдь не сильные морозы глухозимья, а более вязкий, рыхлый и тяжёлый для прохождения снег в совокупности с коротким световым днём.

По этим причинам в январские дни пройти 10-15 километров по снежной целине, скрупулёзно записывая все встреченные следы, не всегда удаётся засветло. Так что по прибытии на очередной кордон или на утонувшую в снегах переходную избушку сотрудникам заповедника порой приходилось обустраиваться на ночлег уже в полной темноте.

Инспектор охраны Марат Мубаракшин  на маршруте
Инспектор охраны Марат Мубаракшин на маршруте
Инспектор охраны Марат Мубаракшин на маршруте
Научный сотрудник Виктор Акимов на ЗМУ
Научный сотрудник Виктор Акимов на ЗМУ
Научный сотрудник Виктор Акимов на ЗМУ
03
03
03
04
04
04
Зато данные по численности животных при таких ранних сроках проведения работ получаются точнее. В разгар зимы звери менее активны, брачный период у них ещё не начался. Поэтому определяемое сотрудниками заповедника число свежих следов позволяет более верно рассчитать основной параметр зимних учётов - число зверей того или иного вида, обитающих на единицу площади заповедных угодий (1000 гектар).

Второй особенностью минувшего зимнего сезона стала многочисленность полевых выездов и привлечённых к ним людей. Непосредственное участие в зимних маршрутных учётах (ЗМУ) приняли 8 человек - инспекторов и научных сотрудников, работавших на маршрутах парами. Это позволило более детально охватить заповедную территорию густой сеткой обходов, легко выполнить и даже перевыполнить требуемый по методике километраж. В общем, это тоже способствовало росту качества собираемых материалов.

Данные бланков учётов, собранные и оформленные разными группами, пока не обработаны, поэтому делать точные выводы о современном состоянии поголовья охотничье-промысловых животных в заповеднике рановато. Тем не менее, кое-какие очевидные тенденции можно отметить уже сейчас.

Кукша на ветке ели
Кукша на ветке ели
Кукша на ветке ели
Следы глухаря
Следы глухаря
Следы глухаря
Следы зайца-беляка  и ласки
Следы зайца-беляка и ласки
Следы зайца-беляка и ласки
Этой зимой завершился двухлетний пик аномально высокой численности мелких куньих - горностая и ласки. Нынче следы мелких хищников встречались в заповеднике нечасто, в полном соответствии с многолетней нормой. По сравнению с 2020 и 2021 годами будут заметно ниже и расчётные оценки поголовья зайца-беляка. Для этого вида характерны резкие естественные колебания численности, и в этом году кривая многолетних показателей явно устремилась вниз. А вот следы куницы этой зимой были необыкновенно обильными. Несмотря на глухозимье, свежие переходы этого зверя на некоторых маршрутах отмечались десятками. Расчётная плотность вида обещает быть рекордно высокой.

Неоднократно обнаруживались учётчиками свежие следы нескольких рысей и пары росомах, вновь активно обследующих заповедные угодья. Лося в этом году было немного. В такие многоснежные годы (110 - 140 см высота снега в лесу) большинство сохатых рано покидает заповедную территорию и уходит за хребет - пережидать неблагоприятную для них пору. Традиционно нечасто встречались на маршрутах следы огненно-рыжего сибирского хищника колонка - ближайшего родственника норки, ласки и горностая из семейства куньих. Редка в этом году была и белка. Глухари, тетерева и рябчики встречались на обходах в полном соответствии со своей средней многолетней плотностью.

Следы лося
Следы лося
Следы лося
Андрей Симаков рассматривает следы рыси
Андрей Симаков рассматривает следы рыси
Андрей Симаков рассматривает следы рыси
Научный сотрудник Ярослав Кутузов на учетах
Научный сотрудник Ярослав Кутузов на учетах
Научный сотрудник Ярослав Кутузов на учетах
Интересно отметить, что несмотря на рекордно высокий урожай сочной, сладкой и отлично пережившей минувшую зиму рябины, питающихся ей мелких стайных птиц в 2022 году было сравнительно немного. Дрозды-рябинники остались в Басегах зимовать, но на маршрутах ЗМУ отмечались нечасто, свиристели также были сравнительно немногочисленными. Основными наиболее регулярно попадавшимися на глаза видами мелких птиц были снегири и перелётные стайки чижей. В общем, в плане птичьего изобилия "рябиновая зима 2022-го" сильно отличалась от столь же "рябиновой зимы 2020-го", когда во время проведения ЗМУ заповедник буквально переполняли сотенные стаи щуров, клестов и свиристелей. Семёнов Виктор, научный сотрудник заповедника «Басеги»

Авторы фото Ярослав Кутузов, Эвелина Шалаева, Виктор Семёнов

Яндекс.Метрика

Авторизация