Новости

Зимние минусы лесных путешествий

Зимние минусы лесных путешествий

Читатели, знакомые с публикациями заповедника "Басеги", вероятно, помнят наш недавний материал о неоспоримых и весомых плюсах зимних путешествий по Уралу, но имеются у холодного периода года и свои минусы. Первым из них, является снег. Отлично закрывая своей толщей так мешавшие путнику летом травы и буреломы, он сам по себе порой становится серьёзным препятствием. Однако снег снегу рознь. Всё зависит от его способности держать вес человека, идущего по белой целине на лыжах. У нас на Урале такую способность именуют "взъёмом".
Идеальный взъём - толстый и прочный наст. По нему катишь без напряжения, не проваливаясь совсем. В таких условиях даже физически средний путешественник может легко пройти по глухой тайге и 25 и 30 км в день. Жаль, что случается такая благодать крайне редко.

Хороший взъём это когда человек на широких охотничьих лыжах проваливается в снег по щиколотку или чуть глубже.
При такой ходьбе можно целый день тропить неглубокую лыжню в одиночку, но движешься при этом со средней скоростью всего 2-2,5 км/час, и усталость заметно накапливается. 15 - 20 км за день проходишь, но после них отдыхаешь в избушке уже "без задних ног".

Плохой взъём это когда на каждом шагу погружаешься в снежную целину от нижней трети голени до колена. Тут уже в одиночку становится сложновато. Нужен напарник. Меняясь с ним каждые 15 - 20 минут, по очереди пробиваете в снежной толще глубокую лыжню. Дневной переход превращается в тяжкий труд, но в конце концов вожделенные 12 - 15 километров до очередной избы преодолеваются.

DSCN2398
DSCN2398
DSCN2398
Иногда, чаще в первой половине зимы, взъём становится ужасным. Это когда на каждом шагу проваливаешься в плотный (не мягкий "пуховой") снег выше колена. При таком неблагоприятном раскладе, чтобы пробрести с черепашьей скоростью хотя бы 5 - 10 км в день, желательно иметь группу из нескольких выносливых ребят. Часто меняя друг друга, они пробивают лыжами глубокую снежную траншею. При этом скорость у группы зачастую лишь немногим превышает скорость движения очереди в кассу московского метро.

Еще одна сложность любого лыжного путешествия - так называемый распар, одно-двухнедельный период, отмечаемый у нас обычно в первой половине апреля. Из-за частых оттепелей насквозь пропитанный влагой снег не держит вес человека совсем. Здесь уже не играет особой роли ни ширина лыж, ни количество людей в группе. Всё равно на каждом шагу проваливаешься выше бедра до земли. В таком режиме, устав до полного изнеможения, ежесекундно рискуя сломать лыжи, в день преодолеваешь не более 1,5 километров.

2021 12 22 13 14 34
2021 12 22 13 14 34
2021 12 22 13 14 34
 MG 4092
MG 4092
MG 4092
2021 12 23 12 35 43
2021 12 23 12 35 43
2021 12 23 12 35 43
Понятно, что при распаре или "ужасном взъёме" опытные заповедные люди в тайгу не ходят. Избегают они долгих лыжных путешествий и при "взъёме плохом", стараются перенести все полевые работы на вторую половину зимы, когда снег в лесу уплотняется и ходить по нему становится легче.

Второй минус нашей зимы - короткий световой день. В декабре - январе светает в десятом часу, темнеет в 16 - 17. Из-за этого долгие путешествия в первой половине снежного сезона гораздо менее комфортны, чем в феврале - марте. Часто приходится брести по лесу или оборудовать ночлег в полной темноте при тусклом свете налобных фонариков.

Третий минус и, пожалуй, наиболее серьёзная зимняя опасность - наледи, полыньи и прикрытые снегом промоины на реках, по местному талики (от слова талый). Даже в былые времена, когда зимы в наших краях были по настоящему суровыми, не говоря уже о зимах нынешних "глобально-потеплевших", на таёжных реках всегда оставались свободные ото льда участки. Это места выходов подземных вод - родников-ключей. Вода в них и зимой и летом почти одинаковой температуры +5 - 70 °С. Летом это естественный холодильник, рука едва терпит. Зимой - грелка, грунтовая вода заметно теплее, чем обычные для остальной замёрзшей реки 0 - +40 °С.

Из-за обилия выходов ключей по льду таёжных рек всегда следует идти с осторожностью. Особенно опасно движение вблизи вогнутых и крутых берегов. Именно там подо льдом обычно скрываются глубокие места с быстрым течением. Есть реальный риск провалиться в слегка припорошенный снегом талик-промоину. На громоздких лыжах, в зимней одежде, да ещё под грузом так недолго и утонуть.

Самая безобидная и частая неприятность при прохождении речных участков в просторечье именуется "влипнуть в наледь". Попав в снежную кашу из выдавленной на поверхность льда воды, любые лыжи мгновенно обмерзают и становятся непригодными для ходьбы без долгой очистки. Похожая картина наблюдается и за пределами реки в оттепели. При температуре около 0 °С лыжи активно"хватают" и тащат за собой килограммы мокрого снега, превращаясь в гигантские, тяжеленные деревянные тапки. Скользить на них невозможно. Маневрировать тоже. Налипшие "снежные каблуки", делают продвижение крайне медленным, неприятным и трудоёмким.

Ну и наконец, сильные (ниже -30 °С) морозы! По нынешним временам на Среднем Урале это не особенно долгое и частое, но всё же достаточно регулярное явление. Понятно, что при такой низкой температуре на маршрут без крайней нужды лучше не выходить. Благо, что ждать потепления до вполне комфортных -200С обычно приходится недолго.

Виктор Семёнов, научный сотрудник заповедника «Басеги»

Фото из архивов заповедника

Яндекс.Метрика

Авторизация