Читатели, знакомые с публикациями заповедника "Басеги", вероятно, помнят наш недавний материал о неоспоримых и весомых плюсах зимних путешествий по Уралу, но имеются у холодного периода года и свои минусы. Первым из них, является снег. Отлично закрывая своей толщей так мешавшие путнику летом травы и буреломы, он сам по себе порой становится серьёзным препятствием. Однако снег снегу рознь. Всё зависит от его способности держать вес человека, идущего по белой целине на лыжах. У нас на Урале такую способность именуют "взъёмом".
Идеальный взъём - толстый и прочный наст. По нему катишь без напряжения, не проваливаясь совсем. В таких условиях даже физически средний путешественник может легко пройти по глухой тайге и 25 и 30 км в день. Жаль, что случается такая благодать крайне редко.
Хороший взъём это когда человек на широких охотничьих лыжах проваливается в снег по щиколотку или чуть глубже.
При такой ходьбе можно целый день тропить неглубокую лыжню в одиночку, но движешься при этом со средней скоростью всего 2-2,5 км/час, и усталость заметно накапливается. 15 - 20 км за день проходишь, но после них отдыхаешь в избушке уже "без задних ног".
Плохой взъём это когда на каждом шагу погружаешься в снежную целину от нижней трети голени до колена. Тут уже в одиночку становится сложновато. Нужен напарник. Меняясь с ним каждые 15 - 20 минут, по очереди пробиваете в снежной толще глубокую лыжню. Дневной переход превращается в тяжкий труд, но в конце концов вожделенные 12 - 15 километров до очередной избы преодолеваются.
Иногда, чаще в первой половине зимы, взъём становится ужасным. Это когда на каждом шагу проваливаешься в плотный (не мягкий "пуховой") снег выше колена. При таком неблагоприятном раскладе, чтобы пробрести с черепашьей скоростью хотя бы 5 - 10 км в день, желательно иметь группу из нескольких выносливых ребят. Часто меняя друг друга, они пробивают лыжами глубокую снежную траншею. При этом скорость у группы зачастую лишь немногим превышает скорость движения очереди в кассу московского метро.Еще одна сложность любого лыжного путешествия - так называемый распар, одно-двухнедельный период, отмечаемый у нас обычно в первой половине апреля. Из-за частых оттепелей насквозь пропитанный влагой снег не держит вес человека совсем. Здесь уже не играет особой роли ни ширина лыж, ни количество людей в группе. Всё равно на каждом шагу проваливаешься выше бедра до земли. В таком режиме, устав до полного изнеможения, ежесекундно рискуя сломать лыжи, в день преодолеваешь не более 1,5 километров.
Понятно, что при распаре или "ужасном взъёме" опытные заповедные люди в тайгу не ходят. Избегают они долгих лыжных путешествий и при "взъёме плохом", стараются перенести все полевые работы на вторую половину зимы, когда снег в лесу уплотняется и ходить по нему становится легче.Второй минус нашей зимы - короткий световой день. В декабре - январе светает в десятом часу, темнеет в 16 - 17. Из-за этого долгие путешествия в первой половине снежного сезона гораздо менее комфортны, чем в феврале - марте. Часто приходится брести по лесу или оборудовать ночлег в полной темноте при тусклом свете налобных фонариков.
Третий минус и, пожалуй, наиболее серьёзная зимняя опасность - наледи, полыньи и прикрытые снегом промоины на реках, по местному талики (от слова талый). Даже в былые времена, когда зимы в наших краях были по настоящему суровыми, не говоря уже о зимах нынешних "глобально-потеплевших", на таёжных реках всегда оставались свободные ото льда участки. Это места выходов подземных вод - родников-ключей. Вода в них и зимой и летом почти одинаковой температуры +5 - 70 °С. Летом это естественный холодильник, рука едва терпит. Зимой - грелка, грунтовая вода заметно теплее, чем обычные для остальной замёрзшей реки 0 - +40 °С.
Из-за обилия выходов ключей по льду таёжных рек всегда следует идти с осторожностью. Особенно опасно движение вблизи вогнутых и крутых берегов. Именно там подо льдом обычно скрываются глубокие места с быстрым течением. Есть реальный риск провалиться в слегка припорошенный снегом талик-промоину. На громоздких лыжах, в зимней одежде, да ещё под грузом так недолго и утонуть.
Самая безобидная и частая неприятность при прохождении речных участков в просторечье именуется "влипнуть в наледь". Попав в снежную кашу из выдавленной на поверхность льда воды, любые лыжи мгновенно обмерзают и становятся непригодными для ходьбы без долгой очистки. Похожая картина наблюдается и за пределами реки в оттепели. При температуре около 0 °С лыжи активно"хватают" и тащат за собой килограммы мокрого снега, превращаясь в гигантские, тяжеленные деревянные тапки. Скользить на них невозможно. Маневрировать тоже. Налипшие "снежные каблуки", делают продвижение крайне медленным, неприятным и трудоёмким.
Ну и наконец, сильные (ниже -30 °С) морозы! По нынешним временам на Среднем Урале это не особенно долгое и частое, но всё же достаточно регулярное явление. Понятно, что при такой низкой температуре на маршрут без крайней нужды лучше не выходить. Благо, что ждать потепления до вполне комфортных -200С обычно приходится недолго.
Виктор Семёнов, научный сотрудник заповедника «Басеги»
Фото из архивов заповедника