У заповедных учёных, занимающихся изучением охотничье-промысловых животных, основной полевой сезон тянется с октября по май. Именно в этот период на Басегах лежит снег, и животные оставляют на нём многочисленные следы – основной объект изучения в нашей заповедной практике.
В летнюю же пору специалисту охотоведу, в отличие, скажем от ботаников, орнитологов, почвоведов и большинства других исследователей природы, «в поле» становится скучновато. Объекты его изысканий (хищные, копытные, крупные грызуны), естественно, никуда не деваются, но из-за отсутствия снежного покрова становятся малозаметными. Конечно, летом, как и в другие сезоны года, продолжают работать на заповедных тропах автономные камеры-фотоловушки. Они без участия человека снимают всех проходящих четвероногих и накапливают интересный научный материал. Кое-какие сведения о летней жизни промысловых млекопитающих можно получить, анализируя встреченные кусочки звериного помёта, следы на грязи, остатки съеденных животными растений, описания редких визуальных встреч... Но всё равно, всё это не то! С благодатным снежным временем, когда белая книга природы раскрывает опытному следопыту каждый шаг объектов его научных интересов, лето никак не сравнишь.
Исключение из этого правила относится к зверям, впадающим в зимнюю спячку или резко снижающим свою активность в холодное время года. В Басегах это: речной бобр, летяга, ёж, бурундук и, конечно же, бурый медведь.Без скрупулёзного анализа данных о летних медвежьих следах и встречах с косолапыми в тёплое время года изучать экологию этого вида в заповеднике попросту невозможно.
В этом году июльский выезд научных сотрудников на стационар под Северным Басегом был частично посвящён наблюдениям за медвежьими следами. Обычно в конце июня – первой половине июля топтыгины много времени проводят на горных лугах, питаясь сочными побегами зонтичных и других подросших трав. В эту пору детали их сумеречной луговой пастьбы удобно изучать с помощью квадрокоптера. Приходишь раз в несколько дней в облюбованный косолапым район и запускаешь над лугами воздушный аппарат, позволяющий осмотреть и заснять обширную площадь. Сам медведь в дневное время, как правило, отдыхает в укромном месте, где-нибудь в тенистом лесу, и его камера, конечно, не фиксирует. Зато свежие следы-наброды в высоких травах видны с квадрокоптера, как на ладони. Благодаря воздушным снимкам, можно детально картировать точные места кормёжек зверя на травах, оценить их частоту, интенсивность и продолжительность. В этом году за короткий промежуток подобных июльских наблюдений на трёх обследованных с воздуха луговинах под Басежатами и Северным Басегом медвежьих троп было мало. Видимо что-то сместилось в многолетних природных циклах. Из-за долгой жары и аномальной двухмесячной засухи быстрее пошли процессы вегетации трав на лугах, изменились и сроки выхода на них медведей. В общем, вывод по итогам квадрокоптерных облётов получился простой и неожиданный: в отличие от ряда прошлых лет в 2021 году звери не выходили активно пастись на горные травы в середине июля.
Пешие обходы окрестностей научного стационара под Северным Басегом показали, что косолапые всё же проходили по горным луговинам в районе экотропы и ниже по склону - по старой заброшенной дороге-тропе, ведущей от стационара в сторону р. Порожная. Однако следов активной пастьбы на травах в этих местах также не отмечалось.
Ещё более результативным оказался поход научных сотрудников по лесной тропе от стационара на гору Средний Басег. На пятикилометровом обходе удалось обнаружить и измерить свежие следы двух крупных взрослых медведей. Судя по ширине пальмарных (ладонных) мозолей передних лап, чётко отпечатавшихся на грязи. Звери эти относятся к крупным (отпечаток 14 см) и очень крупным (отпечаток 15,5 см) особям. Это почти наверняка самцы, имеющие солидный возраст и вес более 200 кг.
Казалось результаты не впечатляют. Подумаешь, два следа нашли-измерили и пару тропок в травах увидали! И это за целую неделю пребывания в горной «медвежьей стране»! Однако не стоит спешить с выводами. Лето – вообще очень сложная пора для наблюдений за крупными животными. Подобные разрозненные факты по размерам встреченных следов, обнаруженным местам медвежьих набродов в травах, редким визуальным встречам и услышанному рёву косолапых уже неоднократно были зафиксированы в карточках встреч и журналах наблюдений за период с середины мая по июль 2021 года. Бесснежная пора ещё далеко не закончилась, и к уже полученным в первой половине лета фактам добавятся десятки новых. В конце года дополнительное веское слово скажут летние и осенние фотоснимки медведей, полученные с фотоловушек.
Обобщив все эти собранные по крупицам факты, заповедные специалисты получат более-менее точную и объективную картину особенностей жизни косолапых в аномально жарком и засушливом 2021 году.
Виктор Семёнов
Верхнее фото - с фотоловушки