Почти каждый сотрудник нашего заповедника, регулярно работающий «в полях», носит в специальной сумке, висящей поперёк груди, фотоаппарат или видеокамеру. Отправляясь на охраняемую территорию, все надеются запечатлеть новые, особо живописные пейзажи Уральских гор и редкие образы их диких обитателей.
Анималистическая фото-видео съёмка у нас на Среднем Урале имеет свои особенности. Во-первых, она довольно трудоёмкая и требует много времени. Здесь далеко не Камчатка, где равнодушные к людям медведи, лисы, белоплечие орланы, идущие на нерест лососи и прочая живность так и просятся в красивые кадры на фоне белеющих вдали вулканов. Наши уральские обитатели и на глаза-то людям попадаются нечасто, а уж удачно позируют совсем редко. По этой причине хорошая «ходовая» фотография дикого зверя или птицы в Басегах редкость. Не раз бывало так: после многочасовой ходьбы, уставший и измотанный, наткнёшься в горных лугах на медведя или лося. Так не то что «прицелиться» объективом и навести на резкость, фотографическую сумку расстегнуть и дотронуться рукой до техники порой не успеваешь. За секунду - другую развернётся долгожданная зверюга на всех 4 лапах и... только её и видели!
Применительно к некоторым видам животных заповедного фотографа или кинооператора выручает знание их долговременных территориальных привязок. Это такие места, где в определённое время года искомый живой объект гарантированно будет пребывать в хорошо известное время суток. Там заблаговременно наблюдатель устанавливает неброскую, окрашенную в защитный цвет палатку-скрадок и, тихо сидя в ней, ждёт своего звёздного фото-видео часа. Таким способом с близкого расстояния можно качественно и разнообразно снимать глухарей и тетеревов на весенних токах, насиживающих и кормящих птиц на гнёздах, зайцев на первой майской траве..., да много кого ещё. Если повезёт, сходным способом можно попробовать запечатлеть и медведя, регулярно выходящего пастись на молодую зелень июньских лугов. Однако здесь, как правило, несколькими часами ожидания не отделаешься. Потребуется запастись терпением, зарезервировать не менее 5 дней и ежеутренне выходить на перспективную для съёмки горную точку, проводя в неподвижности по многу часов подряд.
Большинство удачных кадров и видео фрагментов, собранных сотрудниками заповедника, - результат особо благоприятного стечения обстоятельств. То выводок горностаев с бесстрашными, резвящимися в двух шагах от людей детёнышами прямо на кордоне поселится. То какая-то необычно смелая лисица по нескольку дней подряд к людям выходит. То зайцы каждый вечер у кордонов собираются, свои причудливые летние «хороводы» до утра водят. Бывает так, что у разноцветных красавцев клестов массовый лёт идёт, и они всю зиму возле жилья стаями кормятся. Или рябчик на свист манка-пищика подлетит да удачно на открытом месте сядет.
Когда много времени живёшь в тайге, что-то интересное, достойное хорошего анималистического снимка почти всегда, хоть раз за заезд, да увидишь. Однако большинство любителей запечатлевать прекрасный мир природы (туристов, фотографов, кинооператоров) выезжает в заповедные места ненадолго. Ждать удобного случая, искать самому или отрабатывать известные привязки диких животных им, как правило, некогда. Приходится довольствоваться пейзажной съёмкой. Живописные виды тайги и гор от человека, конечно, никуда не бегают, однако в профессиональном исполнении снимать их тоже нелегко. Приходится часами «ловить» моменты наилучшего освещения, наблюдать за особо примечательными сочетаниями облаков, солнечных лучей и туманов. Или искать необычные ракурсы у внешне простых вещей, например, капелек росы, дрожащей на фоне лесного моря паутинки, неброского северного цветка, ягодки или прорастающего кедрового орешка...
В общем, у любителей заповедной светописи в Басегах всегда найдётся много возможностей заняться любимым делом.
Виктор Семёнов, научный сотрудник заповедника