В конце февраля 2023 года на заповедник "Басеги" обрушились сильные снегопады и метели. За пару дней в тайге выпало без малого полметра свежего снега. Он сильно осложнил жизнь всем обитателям охраняемой территории и живо напомнил мне историю, произошедшую при аналогичной погоде два года назад.
Тогда, в начале марта 2021 года всё было точно также. 1 марта, после морозных и солнечных февральских дней в заповедник пришла метельная круговерть. Свежевыпавший полуметровый снег заставил зверей разбрестись по убежищам и залечь в них до лучших времён. Особенно тяжко пришлось зайцам. Их следы, обычно самые многочисленные в заповедных горах и лесах, почти полностью исчезли. Из-за непогоды косые намертво залегли в глухих местах и явно голодали.
В тот день 3 марта 2021 года мы с напарником тяжко месили лыжами глубокий вязкий снег и брели по замершей белой пустыне. Под ногами была засыпанная по бровки лесная дорога, с едва заметной ложбинкой заметённого снегоходного следа. Впереди - речка Малый Басег. Вдруг из-за поворота навстречу нам тяжко выпрыгнул какой-то странный "шальной" заяц. Людей он заметил, лишь оказавшись в пяти шагах от нас, и повёл себя очень необычно: на несколько секунд замер, явно не желая уступать нам дорогу, потом нехотя свернул с неё в сторону и медленно поковылял дальше, утопая по уши в снегу. По всему было видно, что косой смертельно устал, и засыпанная снегоходная трасса была зверьку жизненно необходима, как единственный возможный путь, по которому он ещё мог кое-как прыгать.Разгадка необычного поведения беляка ждала нас через сотню метров. Чуть ниже по дороге, прямо по следам косого шёл свежайший куний нарыск. По отпечаткам лап хищника было видно, что куница преследовала несчастного зайца по пятам, и только заблаговременно почуяв людей, резко рванула в сторону. Дальнейшее наше следопытство прояснило картину этой драматичной погони. За пару километров от реки крупный кун (самец куницы) подкараулил вышедшего на дорогу беляка и неожиданно бросился на него из леса. Заяц, естественно, пустился наутёк. От лёгкого и лучше приспособленного к глубоким снегам хищника он, как более быстрый, но менее выносливый бегун, мог уйти только по чуть более плотной снегоходной трассе. Сойти с неё и углубиться в лес для беляка было "смерти подобно". За два с лишним километра погони по снежной колее кун измотал беднягу до последней крайности и, несомненно, добыл бы его, если бы хищника в последний момент не спугнула случайная встреча с людьми.
Вот такая была история два года назад. И в этом зимнем сезоне, ровно в такой же снегопад, в том же самом месте, на дороге у Малого Басега картина полностью повторилась. 27 февраля мы с напарником вновь наткнулись на свежие следы драматичной погони пары "кун и заяц". Те же два километра по засыпанной снегоходной трассе вились их следы. Не имея возможности уйти в сторону, беляк, спасаясь от хищника, пробежал по дороге дважды, туда-сюда и всё же сумел как-то отделаться от настойчивого преследователя.В других местах охраняемой территории за несколько лет зимних экспедиций мы ничего подобного не наблюдали. Видимо поселился вблизи Малого Басега какой-то предприимчивый кун, который пристрастился при плохой, многоснежной погоде целенаправленно охотиться на придорожных зайцев. Очень может быть, что таинственным охотником является не куница, а соболь. В Басегах этот сибирский зверёк периодически встречается, хотя и в гораздо меньшем чем куница числе, а следы этих близких видов, особенно по глубокому и рыхлому снегу очень похожи.
Для соболя заяц - довольно обычная, хотя и не самая лёгкая добыча. В горах Южной Сибири этот хищник успешно охотится и на гораздо более крупную таёжную дичь: например, на крохотного азиатского оленя кабаргу и даже на молодых косуль, многократно превосходящих его размерами и весом.
Виктор Семёнов, научный сотрудник заповедника
Автор фото Виктор Семёнов