Общие впечатления и первые научные результаты
В соответствии с планами работы научного отдела, научные сотрудники заповедника «Басеги» Ярослав Кутузов и Виктор Семёнов провели комплексное экспедиционное обследование реки Коростелёвка.
Основными целями недельной экспедиции были:
- детальное изучение и картирование элементов руслового рельефа реки (плёсов, порогов, перекатов);
- привязка по карте и GPS-навигатору перспективных мест стоянки рыб (глубоких омутов, струй, ямок, скалистых прижимов);
- проведение визуальных подводных учётов рыб;
- попутные наблюдения за животными, учёты численности околоводных птиц;
- поиск и картирование бобровых поселений.
Река Коростелёвка протекает с севера на юг по восточной части заповедника и его охранной зоны. Она имеет протяжённость 23 км и впадает в Вильву с правого берега. Район её истоков довольно труднодоступен. Чтобы добраться до верховий реки нужно пройти пару десятков километров по очень тяжёлому для пеших путешествий первозданному заболоченному лесу, изобилующему высокими папоротниками, буреломами и моховыми топями.
Поэтому полное и подробное обследование этой интересной реки ранее никогда не проводилось, и экспедиция 2020 года имела несомненную научную ценность и новизну.
Ярослав Кутузов и Виктор Семёнов обследовали всю охраняемую часть Коростелёвки, на протяжении 21 км её течения: от самых верховий до устья, зафиксировав немало моментов её таинственной жизни.
Коростелёвка оказалась речкой дикой, интересной и многообразной. В верховьях её берега изобилуют обширными лугами и болотами, а водный поток, достигающий ширины 5 – 7 метров, то журчит на бурных галечных перекатах, то затихает, превращаясь в глубокие тихие омута, затоны, протоки и старицы со стоячей водой. Именно в одном из таких тихих мест была встречена серая цапля - редкий для горных речек заповедника вид, предпочитающий тиховодья. Судя по следам, в верховьях Коростелёвки встречаются также бобры и лоси.
После слияния с безымянным заповедным ручьём, река расширяется до 15 - 20 метров и приобретает типичный горный облик. На протяжении доброго десятка километров её русло представляет собой бурный поток с крупными валунами, шиверами, зарослями водного «лопуха» нардосмии, скалистыми прижимами и десятками небольших порогов. Травянистые поймы исчезают. Вплотную к воде подходит первозданный вековой лес.
Буксируя за собой резиновую лодку с вещами, продуктами и снаряжением, научные сотрудники заповедника прошли 11 км прямо по воде, попутно записывая на GPS-навигатор все элементы руслового рельефа, отмечая встреченных птиц и осматривая с маской и трубкой перспективные для стоянок хариуса места.
Подобно труднопроходимым верховьям среднее течение Коростелёвки поражает своей заповедной первозданностью - вообще никаких зримых следов пребывания человека! Кругом лишь отпечатки лосиных копыт и медвежьих лап, бобровые погрызы, да редкие выводки рыбоядных уток - крохалей. На одном из порогов встретили трёх оляпок. Это тоже немногочисленные в Басегах водные птички. Они живут на горных речках круглый год, бесстрашно ныряя в бурные стремнины за мальками рыб и водными беспозвоночными.
В низовьях, протекая уже по охранной зоне заповедника, Коростелёвка сохраняет бурный горный нрав, но при этом разливается на 30 метров с лишним и обретает настоящую широкую луговую пойму.
Научные же результаты экспедиции по ней оказались следующими:
- обнаружено 2 жилых бобровых поселения и несколько мест временного пребывания бобров, вероятно молодых, отыскивающих себе новые места для самостоятельной оседлой жизни;
- из околоводных птиц отмечена 1 серая цапля, 9 крохалей, 3 оляпки, 8 чирков. Удивило полное отсутствие мелких куликов (чернышей, перевозчиков и др.), весьма характерных для других лесных речек Среднего Урала;
- по спутниковому навигатору отмечены все элементы руслового рельефа на протяжении 11 км заповедного участка реки, в том числе каскады порогов, омута, ямки, скалистые прижимы, глубокие струи.
Подводные обследования этих мест на предмет наличия рыб показали удивительную картину. Хариус на чистейшей и совершенно нетронутой рыболовами-нарушителями заповедной речке оказался чрезвычайно малочисленным. Из десятков погружений с маской и трубкой в, казалось бы, самых благодатных для этой рыбы местах, результативными оказались лишь три. Всего было учтено только 9 рыбок, весом от 300 (одна особь) до 100 г.
С нашими современными знаниями о жизни реки Коростелёвки достоверно объяснить такой скромный результат невозможно, хотя первая причина низкой результативности подводных наблюдений очевидна. Из-за большой, поднятой обильными августовскими дождями воды явно имел место существенный недоучёт рыб. После недельных ливней вода в Коростелёвке стала тёмной и мутноватой. Видимость в ней по сравнению с жаркой июльской меженью заметно ухудшилась. Полоса обзора под водой не превышала 2-х метров. Поэтому далеко не все хариусы были замечены ныряльщиком. Однако всё равно очевидно, что в августе 2020 года рыбы в среднем течении Коростелёвки было очень мало.
Рабочих гипотез по поводу этих удивительных фактов, как всегда, несколько. Может быть вся рыба стоит в самых верховьях, где подводные наблюдения не проводились? Может быть основная рыба уже скатилась в Вильву, стронутая с летних стоянок первым бурным паводком? Может быть хариуса в Коростелёвке вообще объективно мало из-за его малочисленности в главной реке Вильве?
Подобные вопросы представляют собой загадку, которую заповедная наука должна разрешить в будущем. Поэтому аналогичные обследования Коростелёвки, равно, как и других малых рек заповедника, необходимо продолжать, проводя их при различных уровнях воды в разные сезоны года.
Виктор Семенов, научный сотрудник