Завершился очередной экспедиционный выезд научных сотрудников на территорию заповедника. Он совпал с последними днями майского похолодания и появлением в горах свежего снежного покрова, который местами достигал высоты 20 см. Погода в дни проведения работ была прохладной, столбик термометра по ночам регулярно опускался ниже нуля. Основная масса высоких зимних снегов также ещё не растаяла. Поэтому ходить по горной тайге, лугам и тундрам приходилось в основном на широких охотничьих лыжах.
Такие снежные условия были благоприятными, как для быстрого передвижения, так и для выполнения основной исследовательской задачи полевого выезда - поиска постоянных тетеревиных токовищ и проведения учётов, поющих на них самцов. Благодаря восстановившемуся после апрельского тепла снежному покрову места весенних утренних игрищ красавцев косачей можно было отыскивать на горных лугах не только на слух, в предрассветных сумерках, но и днём, с помощью бинокля по заметным издали свежим птичьим следам.
В итоге проведённого обследования рабочая пара научных сотрудников обошла с попутными наблюдениями обширный район, охватывающий все три вершины Южного Басега, западные склоны Дикаря Камня и южную оконечность Среднего Басега. В ходе экспедиции были проведены мониторинговые учёты токующих тетеревов в двух ранее известных (обнаруженных весной прошлого года) постоянных пунктах их брачных турниров. Также по встречам поющих птиц в ранние утренние часы и отпечаткам их лап на снегу были найдены и отображены на электронных картах два новых ранее неизвестных пункта постоянных весенних игрищ тетеревов косачей.
Из-за капризов майской погоды утренние турниры птиц в период проведения наблюдений проходили весьма необычно. На свои постоянные токовища косачи прилетали очень рано - в 2.15, в 2.30 ночи. Токовали ещё в темноте, очень недолго, вяло и неактивно, много времени проводили в молчаливом стоянии на одном месте. Из-за отсутствия на брачных турнирах тетёрок, большая часть которых после апрельского тепла, вероятно, уже села на гнёзда, редкостью были бурные поединки лесных петухов и их шумные токовые взлёты. Некоторые самцы вообще не спускались на землю. Спокойно сидя вблизи токовища на деревьях, они изредка напоминали о своём присутствии пронзительным громким чуффыканьем и робким бормотанием.
В разгар брачного сезона, который в этом году, вероятно, пришёлся на последнюю декаду апреля, ежедневное активное токование тетеревов на горных лугах Басегов обычно продолжается с 3 до 7 часов утра. Нынче же, в противовес своим многолетним привычкам пернатые самцы, покидали места утренних турниров необыкновенно рано - в 4 - 4.30 утра. При этом они повсеместно проявляли явную склонность к спонтанному одиночному токованию за пределами постоянных токов. То есть, посетив в темноте и покинув с первыми лучами солнца традиционное место общего сбора, принимались внезапно шипеть, бормотать и чуффыкать где попало, в основном, сидя на деревьях. Обычно эти характерные звуки полностью смолкали к 8 утра, и птицы после праведных трудов принимались за молчаливое поедание своих излюбленных кормов - прошлогодних ягод, травок и берёзовых почек. Но однажды один необычайно активный косач вдруг разухарился в самый разгар ясного солнечного дня. Сидя на верхушке берёзы в глухом лесу он неожиданно стал очень активно петь, чуффыкать и даже подлетать, громко призывая самок в совершенно нехарактерное для этого время.
Помимо поиска шумных тетеревиных токовищ, в ходе майской экспедиции сотрудники заповедника провели обходы горных редколесий Южного Басега в целенаправленных поисках редких в наших горах белых и тундряных куропаток. На вершинах Второго и Третьего Южного Басегов горные угодья, идеально подходящие для обитания этих северных видов, занимают довольно значительные площади. Однако в нынешнем весеннем сезоне, в отличие от мая прошлого года, куропатки на глаза учёным пока не попались.
Кое-какое внимание в ходе экспедиции удалось уделить и глухарям. В условиях Басегов их постоянные токовища искать гораздо труднее, чем тетеревиные ристалища. Слишком велики в заповеднике просторы потенциально подходящих для глухариного токования угодий - разреженных перелесков, окраин болот и зарастающих вырубок. Да и поют эти птицы гораздо тише, чем тетерева. Целенаправленный обход окраин одного из обширных лесных болот положительных результатов не дал. Судя по нескольким встречам ещё не севших на гнёзда глухарок, готовые к размножению птицы поблизости держались, но характерных многочисленных следов их утреннего токования на снегу обнаружено не было.
В ходе всей многодневной экспедиции научным сотрудникам пришлось удовлетвориться лишь фиксацией нескольких мест многочисленных посещений глухарями лесных луж-водопоев (они это делают недалеко от токовища после завершения утренних игр) и одного случая спонтанного одиночного токования этих самых крупных обитателей уральских лесов. Все эти вспомогательные сведения нашли отражения в дневниковых записях и электронной памяти спутниковых навигаторов.
Судя по отпечаткам крыльев и лап за несколько часов до прихода наблюдателей один могучий чёрный самец долго бродил по лесной опушке. Подняв роскошный хвост и растопырив крылья, он пел тихую щёлкающе-скрежещущую песнь глухариной любви, преследуя пешком по снегу двух пёстрых самочек. Подобных мест временного проявления глухариных страстей в лесу может быть много. Это не постоянные многолетние токовища, которые каждую весну из года в год собирают по нескольку самцов-токовиков и их будущих пернатых подруг. Тем не менее, любой подобный факт из жизни природы имеет для исследователей определённую практическую ценность.
В целом, проведённый полевой выезд оказался удачным. Были получены новые материалы, предназначенные для организации будущих исследований, создания разнообразной просветительской продукции и развития системы туристских маршрутов с наблюдениями диких обитателей заповедника в естественной среде.
Виктор Семёнов
Фото: Ярослав Кутузов, Виктор Семёнов