Во второй половине февраля на территории заповедника проводился первый этап ежегодных зимних учётов по следам на снегу (ЗМУ). В этих полевых работах приняли участие научный сотрудник В.В. Семёнов и инспектор охраны А.Г. Симаков. Их задачей было прохождение 4-х многолетних маршрутов в южной части охраняемой территории.
Время наблюдений совпало с возвращением на Средний Урал холодов. После короткого, но очень сильного снегопада, завалившего тайгу 20 сантиметровым слоем снежного пуха, установилась отлично подходящая для маршрутных наблюдений тихая и ясная морозная погода. По утрам столбик термометра устойчиво находился на отметке - 30°С. К полудню изрядно окрепшее февральское солнышко прогревало воздух до - 2°С, а то и - 17°С. При этом несколько дней в Басегах царствовало очень редкое для нашего горного района безветрие.
За время полевого выезда заповедные наблюдатели прошли на лыжах 53 км учётных маршрутов. При их прохождении через каждые 500 метров делались остановки. Замерялась высота снега и скрупулёзно записывались данные о встреченных следах. По прибытии на кордон дневниковые записи переносились в специально разработанные бланки ведомостей зимнего маршрутного учёта (ЗМУ). Наблюдениями были охвачены основные типы заповедных угодий: коренные хвойные леса, горные луга и редколесья, зарастающие березняком вырубки и ветровалы. По итогам полевых исследований можно сделать некоторые предварительные выводы о численности и зимнем распределении животных заповедника.
Довольно глубокий снег, высота которого во второй декаде февраля колебалась в пределах 0, 95 - 1,55 метра, вытеснил с охраняемой территории основную массу лосиного поголовья. Судя по встречам старых следов, сохатые ко второй половине января временно покинули район Басегов. Животные традиционно ушли со склонов заповедных гор на восток - в более благоприятные малоснежные районы. Низкая численность копытных закономерно привела к минимальной следовой активности их основных врагов - волков и росомах. Отпечатки лап этих крупных хищников на февральских маршрутах не попадались.
Присутствие на охраняемой территории рыси было отмечено только один раз - в виде следа недельной давности, оставленного крупной лесной кошкой на заснеженной дороге.
В сравнении с предыдущими зимними сезонами было мало следов лесной куницы. У неё уже второй год подряд продолжается естественное циклическое снижение численности, регулярно наблюдаемое в Басегах раз в 6 - 7 лет. В результате куница, обычно бывающая самым многочисленным хищником охраняемой территории, явно уступила пальму первенства более мелкому снежно-белому горностаю. Его следы в значительном количестве регистрировались на всех пройденных маршрутах. Особенно активно горностаи ходили по горным редколесьям. Судя по немногочисленности следов, сравнительно невысоким ожидается в этом году расчётное поголовье белки, ласки и зайца-беляка. Свежий след весьма редкого в наших краях сибирского колонка был отмечен на февральских маршрутах один раз.
Удивительно низкой оказалась активность рябчиков. Характерные цепочки отпечатков их лапок и покинутые подснежные лунки обычно наблюдаешь в тайге десятками. На этот раз подобные находки были единичными. Да и сам серый лесной петушок попался на глаза только однажды - вылетел с потревоженного места ночлега прямо из-под лыжи. Даже глухарей этой зимой было зарегистрировано больше, чем рябчиков. А особенно порадовали тетерева! У них заметный подъём численности, причём повсюду, как в горах Басегов, так и на прилегающих к заповеднику вырубках.
Примерно такими получились предварительные итоги первого в этом году выезда на ЗМУ. В ближайшие дни на учёты должна отправиться вторая рабочая пара заповедных сотрудников. Районом их наблюдений станет северная часть охраняемой территории. Будем ждать новых результатов, которые позволят уточнить картину современной зимней жизни зверей и птиц.
Виктор Семёнов, научный сотрудник заповедника
На верхнем фото - запись следов на горных лугах у Дикаря камня
Автор всех фото - Виктор Семёнов