17 ноября отмечается Международный день белки. Для работников нашего заповедника ежегодный праздник этого симпатичного зверька прочно ассоциируется с зимой. Однако в этом году глобальное потепление в очередной раз внесло коррективы в привычный порядок вещей. Вместо традиционных учётов зверьков по белой тропе приходится ждать завершения аномального потепления и установления надёжного снежного покрова.
Нашей пушистой героине, наверное, тоже несладко приходится в непривычно промозглом и дождливом ноябрьском лесу. Впрочем, белкам к катаклизмам природы не привыкать. Эти животные отлично адаптированы к самым разным условиям. Поэтому и ареал обыкновенной белки необычайно обширен. В Евразии это вся лесная зона от Шотландии до Камчатки. От районов слякотных европейских зим до люто морозного якутского полюса холода расселились весёлые подвижные зверьки. Повсюду нашли для себя приемлемые условия жизни.
Удивительно ловкое создание эта белка! Может без всяких усилий спокойно висеть на еловом стволе вниз головой, держа передними лапами тяжеленную для своих скромных габаритов шишку. Чем цепляется за кору? Не увидишь-не поверишь - крохотными острыми коготками задних лапок! Вот это акробатика! Нет равных белке и в гонках по древесным кронам: молнией взлетает вверх, юлой крутится вокруг ствола, шустро спускается вниз головой, резво прыгает с дерева на дерево. Такая ловкость и подвижность - недостижимая мечта человека. Поэтому в традиционных таёжных культурах белке нередко уделялось особое почётное место. У самых разных народов этот зверёк служил священным тотемным животным, родовым талисманом.
Фауна нашей страны видовым разнообразием белок не отличается. Если не считать их дальних родственников - полосатого бурундука, сурков и сусликов, в России обитает всего два вида: обыкновенная белка, на большей части страны, и персидская - кое-где на Кавказе. Видов мало, зато различных цветовых форм, так называемых кряжей, очень много. Нам, пермякам, наиболее привычны белки уральского и печорского кряжей. Летом они рыжие, зимой серые, но немного по-разному: уралочки - светло-серые, печорочки - чуть потемнее. Соседний с ними западный кряж из европейских районов страны и зимой имеет мех рыжеватой окраски. В Забайкалье живут тёмно-бурые, почти чёрные, белки, в Саянах - огненно-рыжие и светло-бурые. В общем, почти для каждого региона характерна своя окраска, свой беличий кряж, который больше или меньше ценится на пушном рынке.
Совокупная численность обыкновенной белки в нашей стране измеряется несколькими миллионами (до 10 млн.) особей. Не удивительно, что в большинстве таёжных районов этого зверька издавна активно промышляли. Дешева и не особо ценна крохотная беличья шкурка, но в совокупности, сотни тысяч таких шкурок составляли одну из основ старинной пушной славы России.
Наиболее популярной добыча белок была с конца 19 до середины 20 века, когда охотники-промысловики резко снизили поголовье куниц и соболей - основных беличьих врагов. Белки в те времена сильно размножились и десятилетиями держали твёрдое первое место в заготовках русской пушнины. Во второй половине минувшего столетия поголовье ценных хищников повсеместно восстановилось. Белку они изрядно поприжали, и былая охотничья слава пушистой попрыгуньи постепенно сошла на нет.
По данным охотоведов, в лесах Пермского края в разные годы обитало от 120 до 260 и более тысяч белок. Из-за массовых миграций зверьков и характерных для этого вида резких естественных колебаний численности данный показатель чрезвычайно изменчив. Те же тенденции по принципу "то пусто, то густо" проявляются и на землях нашего заповедника "Басеги". За сорок лет наблюдений сотрудники научного отдела ежегодно определяли численность белки в очень широких пределах: от 40 (зима 1989 - 1990 года) до 4300 (зима 2016 - 2017 годов) особей. В среднем на заповедной территории Басегов держится несколько сотен этих зверьков. В урожайные на еловую шишку годы белки приходят в заповедник и их поголовье многократно возрастает. В голодные зимние сезоны эти животные могут почти полностью исчезать с охраняемой природной территории.
Виктор Семёнов, научный сотрудник заповедника
Автор фото Василий Синявин