Не секрет, что бобр – это удивительное животное. Он замечателен тем, что, как и человек, способен менять окружающую среду под свои нужды. Бобры строят плотины, хатки, меняют ландшафты, заболачивают поймы рек.
7 апреля в мире ежегодно отмечается Международный день бобра (International Beaver Day). Праздник был создан в 2009 году некоммерческой организацией Beavers Wetlands & Wildlife (BWW). Целью праздника является информирование широкой общественности о роли бобров в природе, в восстановлении и поддержании водно-болотных угодий.
Дата Международного дня бобра была выбрана в ознаменование дня рождения американского защитника природы Дороти Бернер Ричардс, известной как «Бобровая леди» или «Бобровая женщина». Дороти и ее муж Эл основали природный бобровый заповедник «Биверспрайт» в округе Фултон штата Нью-Йорк и помогли восстановить популяцию канадских бобров в этом районе. Дороти Берни Ричардс, которая около 50 лет изучала бобров, стала всемирно известным специалистом по этим животным.
Стоит отметить, в России Международных дней бобра отмечают два раза. Первый 7 апреля, а второй 18 октября. Экологический кризис и повсеместная деградация природы ставят человечество перед необходимостью думать о способах активной охраны природы. Один из таких способов - создание природных экосистем, способных к саморегуляции и устойчивому существованию в измененной человеком среде. В средней полосе России, Европы и Северной Америки такой экосистемой являются поселения бобров (виды Сastor fiber и Castor canadensis). Между тем, за жизнью этого вида стоит почти драматическая история.
Бобр с доисторических времен был одним из основных объектов охоты населения. Ведь еще в середине XVIII и в начале XIX веков этот зверь находился на грани вымирания, как в Европе, так и в России. Причиной послужило бесконтрольное истребление этих крупных грызунов в погоне за ценным мехом. Поэтому, уже в середине XIX века практически все бобровые промыслы прекратили свое существование. В продаже попадались отдельные шкурки зверей, добытых браконьерским путем.
В России 1920 - 1930 гг. охрана бобра приобретает большое значение. В 1923 году был организован Воронежский государственный бобровый заповедник, в 1925 году Белорусский бобровый заповедник, в 1929 году Кондо-Сосьвинский соболино-бобровый заповедник в Ханта-Мансийском автономном округе. В 1934 году начался период активной реакклиматизации бобра в СССР. В 1948 году в Воронежском государственном заповеднике, который по праву стал считаться пионером в области отлова и широкого расселения бобров в нашей стране, состоялось первое Всесоюзное совещание по бобру. В 1958 году перед всеми охотничьими хозяйствами была поставлена задача: проводить регулярные учеты поголовья животных, а там, где заметна тенденция перенаселения, организовывать своевременный их отлов для расселения или допускать строго регламентированный промысел на шкурку. В 1963 году был начат пробный промысел бобра на шкурку.
В 1947 году из Воронежского заповедника в Пермскую область была привезена первая партия бобров в количестве 41 особи и выпущены в реку Тимшер и её приток реку Мый Гайнского района. В 1955 году была привезена вторая партия бобров из Белоруссии, из которых 47 выпустили в Чердынском районе на реке Немыд, правом притоке реки Березовой (бассейн Колвы), и 9 бобров в Верхне-Муллинском районе на реке Бырме, правом притоке реки Бабки (бассейн р. Сылвы). Бобры хорошо прижились и начали заселять соседние реки. С 1961 года началось активное расселение бобров в Прикамье.
Бобры в окрестностях заповедника «Басеги» впервые были обнаружены в 1995 г. научным сотрудником заповедника Кичигаевым Э.Е. Следы пребывания (погрызы, тропы и поеди) обнаружены на р. Большая Порожняя в месте впадения в нее р. Березовки.
В 1996 г. было проведено обследование бобровых поселений, обнаруженных в 1995 г. на р. Большая Порожняя и Березовка в районе их слияния. Были обследованы норы в бобровых поселениях. Поселения состояли из 3 особей. Начиная, с 1995 года по 2005 год бобров наблюдали только на сопредельных территориях. В 2005 году бобры из охранной зоны перешли на территорию заповедника и начали активно осваивать горно–таежные реки и ручьи хребта Басеги.
С 2017 года на территории заповедника «Басеги» начали проводить ежегодные мониторинговые работы по определению численности бобра. Ранее учетом этого вида здесь специально не занимались. Следы присутствия бобров регистрировали лишь попутно, во время зимних и летних учетов зверей и птиц, а также во время патрулирования территории заповедника службой охраны.
За шестилетний период работ по экологии евроазиатского бобра на территории заповедника «Басеги» и его охранной зоны, были проведены инвентаризационные работы по выявлению, регистрации и описанию бобровых поселений, бонитировка бобровых угодий с оценкой качества угодий и кормовой базы. С 2017 по 2022 год на территории заповедника «Басеги» и его охранной зоны было зарегистрировано и обследовано 42 бобровых поселения, которые находятся на 17 водотоках. Общая протяженность обследованного участка составила 83 км береговой линии.
Бобровые поселения играют уникальную средообразующую роль в лесных экосистемах северного полушария. Бобровые запруды служат эффективным природным фильтром речной воды, значительно увеличивают разнообразие видов и повышают устойчивость водно-берегового комплекса.
Человек, способствуя расселению бобров, может использовать этих трудолюбивых животных для стабилизации и, хотя бы, частичного восстановления нарушенных лесных экосистем.
Материал подготовил Ярослав Кутузов, научный сотрудник заповедника
Верхнее фото: Обыкновенный бобр. Автор - Владимир Лейрих, остальные фото - автор Ярослав Кутузов